УЧАСТИЕ В ТРИФОНОВСКИХ ЧТЕНИЯХ

 

В понедельник 17 сентября 2022 года на площадке Вятского духовного училища в рамках XXVII Свято-Трифоновских образовательных чтений шла работа круглого стола по теме «Духовный выбор человека. Задачи современной приходской катехизации».

Организатором мероприятия выступил руководитель отдела религиозного образования и катехизации Вятской епархии протоиерей Евгений Смирнов. В работе секции приняли участие директора и преподаватели воскресных школ, помощники благочинных и настоятелей храмов Вятской Епархии по катехизации, а также представители Уржумской епархии. Настоятель нашего храма иерей Георгий Попов тоже принял активное участие в работе круглого стола.

За круглым столом был рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся духовного выбора человека, в связи с чем обсуждались задачи современной приходской катехизации.

Руководитель отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Евгений Смирнов представил вниманию верующих доклад по теме: «Духовный выбор человека. Задачи современной приходской катехизации»:

— Духовному выбору человека в свете современных глобальных вызовов посвящается главная тема Свято-Трифоновских образовательных чтений. Каков он, очевидно для каждого священника. О духовном выборе мы говорим на исповеди один на один с самим человеком. Церковь помогает найти правильный путь, ведущий к вечной жизни в Боге.

Но количество людей, регулярно приходящих в храм в сравнении с теми, кто в храм не ходит, нас явно не радует. И в то же время не так много людей не верующих в Бога. Духовный выбор здесь также очевиден. Нам важно как священникам осмыслить причины такого выбора.

Во все времена люди могли быть как на высоте добродетели, так и переживать духовные падения. Об этом нам красноречиво говорят жития святых. Путь ко спасению никогда не был лёгким, равным образом и условия могли быть самыми неблагоприятными. Но неизменным у подвижников оставалось горение духа, которое служило путеводной звездой для всех остальных. Это было красноречивей любой самой искусной проповеди. Именно этим благодатным светом Церковь Христова преображала мир на протяжении всей своей истории и отвечала на все вызовы. Иначе ей было бы просто не выжить в эпоху гонений, не было бы никакой христианской проповеди и миссии.

Очевидно, что Церковь должна жить своей благодатной жизнью, несмотря ни на что. Как должна жить? – Согласно Евангелию. Это и будет самой красноречивой проповедью, с каким бы настроением и мыслями не пришёл в храм человек. Это, наверное, и есть главное условие современной катехизации, без которого всё остальное просто не работает. Важна передача опыта христианской жизни, а не просто некоторой суммы знаний.

Взрослому человеку, принимающему крещение, молодой невоцерковлённой семье особенно необходима духовная поддержка. Крёстные родители, которые в общем-то и должны быть наставниками и помощниками новокрещёным сами, чаще всего, бывают не готовы к своей миссии.

Если мы обратимся к истории, то увидим, насколько трепетно Древняя Церковь относилась к поддержке новокрещённых. Это важно и сейчас. И любой приход может найти для себя преемлемые формы поддержки людей, не имеющих опыта духовной жизни.

Полагаю, что первым шагом к этому должно быть то, что храм вообще должен быть открыт максимально возможное для прихода время. На многих сельских приходах это остаётся проблемой. Состояние храма, качество пения и чтения, регулярность богослужений имеют также немалое значение.

Наконец, важно задуматься, а что приход может дать людям помимо богослужения? Живое общение, совместная трапеза, воскресная школа, доступная библиотека… Список можно продолжать… Есть ли всё это на современных приходах и какое внимание уделяется этой приходской инфраструктуре со стороны настоятеля. Как вообще организована работа с людьми?

Очевидно, что время, когда священник мог ограничиться совершением богослужения и исполнением треб, когда люди приходили непонятно откуда, и их было много, и сами по себе что-то заказывали – прошло. Особенно это чувствуется в сёлах. Прошло это время, потому что во многих современных семьях исчезла традиция полноценной христианской жизни. Нет опыта и практики регулярной молитвы и посещения храма, что было нормой жизни для наших предков.

Сейчас роль наставника в вере и воспитателя благочестия постепенно переходит от бабушек, которые это делали в советские времена, к современным приходам. При этом требуется учёт современных реалий. График работы современного человека отличается от распорядка дня крестьянина 19 века. Сейчас в рабочие дни, если на них выпадает праздник, бывает очень востребована ранняя Литургия. А вот требы, молебны, огласительные беседы бывают востребованы в вечернее время и выходные.

Недостаток времени заставляет священника говорить кратко и по существу. Будь это огласительная беседа перед Крещением, проповедь перед панихидой или молебном, беседа перед освящением дома или автомобиля.

Прежде всего, это касается оглашения перед Крещением. Важно нам самим продумать содержание огласительной беседы. На неё отводится мало времени. Что бы я мог за это время сказать. Понятно, что нет времени на тонкости догматики и историю формирования Символа веры.

На простом доступном языке кратко необходимо объяснить – зачем Крещение? Его условия. Это вера в Бога. Что эта вера подразумевает – исповедание веры, т.е. полноценную христианскую жизнь. А какая она? Что конкретно требуется от человека? Что даёт ему молитва, посещение храма, исповедь, Причастие. Несколько слов говорим о нравственных ориентирах – это Заповеди Божии. И только после этого об обетах Крещения, Символе веры.

Очевидно, что требуется продолжение этого разговора. Хорошо, если есть воскресная школа. Но важно человека не просто замотивировать её посещать, важно помочь ему войти в жизнь этой школы.

Ещё важнее помочь собраться на первую исповедь и Причащение. Здесь поддержка просто необходима. Это, прежде всего, индивидуальный подход к каждому человеку. Что дать почитать, как помочь подготовиться? Наверное, помогает в этом отношении общая исповедь и совместное чтение молитвенного правила. Это очень успешно работало в советское время. Правило должно быть посильным и понятным. А это уже индивидуальный подход. Возможно чтение правила на русском языке. Помощью будет наличие в храме молитвословов с комментариями.

Наконец, необходимы добросовестные дежурные по храму, которые могли бы проконсультировать и помочь тем, кто на исповедь и Причащение приходит впервые. Очевидно, что люди, исполняющие это послушание, не должны быть случайными. Они и сами должны иметь определённый опыт духовной жизни, и подготовлены к этому послушанию настоятелем храма.

Евхаристия является средоточием духовной жизни общины, но ей приходская жизнь не ограничивается. Масса вопросов у людей возникает по крещению, венчанию, погребению и поминовению. Как молиться, ставить свечи и т.д. Это и совместное проведение праздников, и социальная поддержка нуждающихся, и просветительское служение через работу воскресной школы. Приход будет жизнеспособным, если прихожане станут братьями и сестрами не по названию, а в реальности. Как это будет сделано? – Здесь нет и не может быть каких-либо шаблонов. Опыт каждого прихода здесь неповторим.

Одной из проблем современной катехизации является отсутствие желания ей заниматься, а также отсутствие необходимых для этого условий, не внешних, потому что эпоха гонений давно закончилась – а внутренних. Катехизация в перечне дел настоятеля сейчас выдавлена куда-то на обочину.

Вторая проблема – это духовный выбор современного человека. Он подчас не в пользу Церкви, особенно если там ищущему духовной пищи сердцу этого предложить не могут. Все вызовы нашего времени можно преодолеть только одним – христианской любовью, потому что «Бог есть любовь».

Круглый стол «Духовный выбор человека. Задачи современной приходской катехизации»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *